Создать аккаунт
Войти





17.1 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Дистанционное и виртуальное образование журнал скачать


Описание: Дистанционное и виртуальное образование журнал скачать
Имя файла: distancionnoe-i-virtualnoe-obrazovanie-zhurnal

Текст
научной работы
на тему "Аналитический экскурс к определению понятия «Виртуальное образование»". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

А.А. Кожурова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ...
культурной среде. Современная действительность ждет от выпускника педагогического ВУЗа способности адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, готового к профессионализации, самоорганизации, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни, умеющего конструктивно и универсально использовать свои знания и умения в течение всей жизни, делать свой ценностный выбор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт педагога. Пункт 4.4.
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе // echo.msk.ru от 27.02.2014.
2. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО www.unesco.org/new/en/unesco/ от 24.02.2011.
3. Платонова Р.И. Подготовка конкурентоспособного специалиста в региональном педагогическом вузе: методология, концепции, система: монография / Р.И. Платонова - М.: Советский спорт, 2011. - 168 с.
4. Макарова З.П. Особенности оценки метапредмет-ных результатов //http://www.openclass.ru от 28.03.2012.
VALUES OF FUTURE TEACHERS IN THE NEW SYSTEM TO THE REQUIREMENTS
OF EDUCATIONAL STANDARDS
© 2015
A. A. Kozhurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary education Pedagogical Institute
North-Eastern Federal University, Yakutsk (Russia)
Abstract. article presents the results of a sociological survey to study the life values pedagogy students. Analyze the key requirements of the new professional standards of the teacher in relation to life values and plans for future teaching staff, as competitive professionals on the regional labor market.
Keywords: life values, professional standards for teacher, vocational training, competitive specialist.
УДК 371:002
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
© 2015
Н.С. Кольева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Информационные системы» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация. В данном исследовании определены следующие этапы развития исследуемой проблемы: первый этап (50-90-е гг. ХХ века) характеризуется появлением образовательных центров развития и поддержки дистанционного (виртуального) образования; второй этап (90-2000-е гг. ХХ века) значим интенсивным развитием программных средств для электронного обучения; третий этап (2000 г. и по настоящее время) характеризуется развитием специализированных систем для виртуального образования.
Ключевые слова: виртуальное образование, дистанционное обучение, информационная компетентность, информационные технологии, интернет технологии.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Попытки исследовать понятие «виртуальное образование» были предприняты разными авторами (Д. Калмыков [1], В. Тихомиров [2], Е. Шевчук [3] и др.). Для того чтобы рассмотреть специфику содержания исследуемого понятия необходимо в первую очередь обратиться к историко-педагогическому анализу становления науки информатики и эволюции понятия «виртуальное образование». Проведенный в рамках нашего исследования анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, периодических публикаций позволил нам заключить, что в своем развитии наука «Информатика», а вместе с ней и понятия «виртуальность», «виртуальное образование» прошли три основных этапа [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие виртуального образования в современной педагогической науке приобретает новый статус в связи с широким применением информационных технологий в образовательном процессе [5].
В педагогических и научно-популярных изданиях в последнее время довольно часто появляются дискуссии о виртуальном образовании. Акцент в большинстве публикаций делается на преимуществах, которые возможны в результате перехода к «виртуальным школам», «виртуальным колледжам» и «виртуальным институтам». Виртуальное образование в широком диапазоне рассматривается как: признание виртуальными всех новых информационных технологий в образовании до
стремления к замене реальной системы образования виртуальным образовательным пространством. В узком диапазоне виртуальное образование рассматривается как объективный процесс движения от очного через дистанционное к виртуальному образованию, которое вбирает в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения образования и должно быть адекватно информационному обществу.
А.В. Хуторской в работе «Отечественные предпосылки философии виртуального образования» рассматривает «виртуальное образование» как процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов, субъектов-субъектов образования, сопровождаемый созданием им виртуального образовательного пространства (среды), специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Он утверждает, что виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не аудиториями (классами), учебными пособиями или техническими средствами обучения. Виртуальное образование, так же как и образование вообще, это процесс движения человека к новому, непознанному, неизвестному, происходящий в результате его взаимодействия с реальным миром. Цель такого образования, по мнению А.В. Хуторского, является не столько изучение реальности, сколько освобождение от нее, создание нового образовательного результата как творческого продукта, а смысл виртуального образования человека - расширение его внутреннего мира до внешнего [6].
А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, Л.Г. Титарев считают, что виртуальное образование есть процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов образования в виртуальной образовательной
Н.С. Кольева
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ...
среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия. При этом под виртуальной образовательной средой они понимают «... единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции традиционных информационных носителей и компьютерных технологий, включающее в себя распределенные базы данных, виртуальные библиотеки, оптимизированный учебно-методический комплекс, адаптированный и расширенный аппарат дидактики, в котором (пространстве) действуют принципы педагогической системы новой образовательной среды» [2].
Д.А. Калмыков, Л.А. Хачатуров под виртуальной образовательной средой понимают среду, которая способствует творческому постижению Себя-Нового, то есть личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы. Кроме того, они считают, что виртуальной образовательной средой является всякая среда, в которой происходит эффективный образовательный процесс независимо от его формы, чего нельзя сказать о процессе обучения или воспитания [1]. Исследователи считают, что само по себе телекоммуникационное пространство, сеть Интернет является виртуальным, так как реальность, ими отражаемая, меняется с каждым «кликом», с каждым контактом пользователя и информационного ресурса.
Формирование целей статьи (постановка задания). Как известно, понимание сущности того или иного явления невозможно без изучения его генезиса. Поэтому, рассматривая ключевые аспекты виртуального образования, необходимо, в первую очередь, рассмотреть историю становления исследуемого вопроса.
При построении историографии рассматриваемой проблемы перед нами встает задача синхронизации трех исторических процессов, поэтому нам представляется целесообразной следующая логика. Во-первых, рассмотреть в историческом аспекте становление проблемы развития виртуального образования. Во-вторых, изучить генезис развития программного обеспечения. И, наконец, в-третьих, рассмотреть вопросы разработки и реализации виртуального образования в образовательных учреждениях.
В аналитическом экскурсе рассматриваемой проблемы мы выделяем три этапа,: I этап - 50-90-е гг. ХХ века, II этап - 90-2000-е гг. ХХ века, III этап - 2000 г. и по настоящее время.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Перейдем к рассмотрению истории развития виртуального образования - I этап (50-90-е гг. ХХ века). Изобретение радио положило начало проведению по радио курсов, состоящих из серий бесед, иногда включались наборы книг или других печатных материалов и локальные группы обучения. С 50-х годов в значительной степени стали использоваться курсы, проводимые по телевидению, часто с печатными материалами и локальными группами.
В 90-е годы были сформулированы важнейшие идеи виртуального образования, его стратегия, технологии. Так, важнейшей стратегией развития виртуального образования является определение способа организации процесса обучения, с тем, чтобы при ограниченных затратах он гарантировал максимальное качество обучающихся, минимизируя стоимость образования при условии, что прогнозируемое качество обучения будет не ниже заданного [7].
В докладе международной Комиссии UNESCO по образованию Education: Hidden Treasure (1997) утверждалось, что наиболее многообещающая область использования коммуникационных технологий - развитие виртуального образования. На Всемирной конференции UNESCO по высшему образованию (Париж, 1998г.)
было подчеркнуто, что «формы открытого образования, дистанционного обучения и новых информационных и коммуникационных технологий обеспечивают широкий доступ к высшему образованию, в особенности новым социальным группам. Очень важно использовать их потенциал в образовании. Как государственные, так и образовательные учреждения обязаны развивать и применять соответствующую философию».
UNESCO применил две программы, которые очень важны для разработки виртуального образования. Первая UNITWIN, направлена на стимулирование сотрудничества преподавателей и деятелей науки в образовании и исследованиях. Другая, «знания без границ», рассматривала организацию глобальной системы дистанционного образования с доступом к большинству информационных сетей. Современные системы виртуального образования, предшественником которых была последняя инициатива «знания без границ», потенциально могут сделать знания доступными в различных частях мира. Более того, подобные проекты могут поддерживать диалог - главный фактор эффективного обучения - между учащимися и источниками обучения.
Мировая тенденция перехода к виртуальному образованию прослеживается в росте числа образовательных учреждений. В мире за период 1950-1960 гг. их было создано - 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 187. Долговременная цель развития виртуального образования в мире - дать возможность любому обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого университета, колледжа, школы. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения обучающегося из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи [8].
Первый опыт такого обучения в России представил Международный центр ДО (МЦДО) «ЛИНК». Он начал осуществлять в России программы Открытой школы бизнеса Открытого университета Великобритании. В настоящее врем МЦДО (Международный университет менеджмента) располагает сетью региональных учебных центров в 60 городах России и странах СНГ, где ежегодно обучаются свыше 5000 студентов. Этот пример показывает, что в России имеется потенциально большое число потребителей Виртуального образования.
Одним актуальных вопросов, определяющих успешность становления виртуального образования, является правильный выбор программных средств для построения учебных курсов в интернете (например, для создания интерактивного web-учебника, для организации архивов учебной информации, систем онлайновых конференций, аттестации учащихся и т.д.). В истории развития программных средств для виртуального образования выделим несколько этапов, на каждом из которых решались свои, актуальные именно для этого периода, задачи.
Первый этап «Период экспериментов». Большинство образовательных учреждений, получивших доступ к Интернету и разрабатывающих дистанционные курсы, приступили к созданию разнообразных собственных «оболочек» для размещения курсов в сети. Эти оболочки, как правило, предназначались для «внутреннего пользования» - удовлетворения потребностей обучающихся данного учебного заведения. Возможности интеграции данных оболочек с оболочками других образовательных учреждений не планировались, поэтому через некоторое время «несовместимость» подобных оболочек с другими дистанционными курсами Интернета переросла в проблему. Современный эргономичный дизайн и удобство работы пользователей в подобных оболочках также не продумывались.
Рассмотрим историю развития виртуального образования на II этапе (90-2000-е гг. ХХ в.). В 1993 г. был
Н.С. Кольева педагогические
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ... науки
осуществлен международный проект, нацеленный на получение российскими студентами зарубежного образования. Участники первого из проектов были университет штата Нью-Йорк (SUNY) и Московский институт электроники и математики (МИЭМ). Проект стартовал в 1993 г. Его целью было получение российскими студентами степени магистра (Master of Science in Computer and Information Science). 8 студентов старших курсов МИЭМ параллельно с учебой в своем вузе, оставаясь дома, в течение двух лет учились в Нью-Йоркском университете с помощью дистанционного обучения. Кроме того, в рамках этих работ были проведены исследования по применению самых современных технических средств обучения.
Во время дистанционного обучения российских студентов в США (1995-1996 гг.) при помощи Российского института космических исследований была организована видеоконференция через спутник. Студенты обсуждали изучаемые вопросы с американскими преподавателями и студентами в режим реального времени. Трое студентов защитили дипломы традиционным способом в мае 1995 г., когда группа американских профессоров прибыла в Москву на международную конференцию. Однако уже в сентябре этого года состоялась дистанционная защита четырех дипломов, для чего была организована видеоконференция через Интернет. Практика показала, что это очень интересный и высокоэффективный способ организации дистанционных занятий, однако весьма дорогой.
Большой толчок к развитию виртуального образования дал всероссийский эксперимент в 1997 г. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования -отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология, сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.д.
Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения, что дает возможность вузам, колледжам, институтам повышения квалификации и дополнительного профессионального образования работать на основе виртуальных образовательных технологий.
Второй этап развития программного обеспечения -«Период профессиональных программ». Ведущие компании мира, являющиеся разработчиками программных средств (например, IBM, Oracle и др.), обратили внимание на существующие потребности в сфере виртуального образования и представили на рынок новые универсальные средства для создания и управления электронными обучающими курсами. Это программы получили широкое распространение во многих учебных заведениях мира, тем самым создав определенные предпосылки для интеграции дистанционных курсов различных учебных заведений. Вместе с тем эти профессионально выполненные оболочки не учитывали новые тенденции в развитии образовательных систем мира и были ориентированы, главным образом, на традиционную систему обучения, самообразование. Онлайн-тесты в этих программах предусматривались в качестве единственного варианта оценки знаний и умений учащихся.
Программный продукт «Oracle Интернет-обучение» - это система управления процессом обучения, обеспечивающая комплексное, интегрированное, расширяемое Интернет решение для автоматизации традиционных процессов обучения учащихся совместно с возможностью предоставления дистанционных форм образования. Целью «Oracle Интернет-обучение» является поддержка всех видов деятельности, связанных с обучением и развитием: проектирование курсов, планирование и обеспечение ресурсов. Зачисление на курсы, ведение 94
всей истории обучения студентов. В случает интеграции с пакетом прикладных программ Oracle E-Business Suite обеспечивается интегрированное решение для автоматизации большинства видов деятельности высших учебных заведений.
Многие учебные заведения в разных станах мира широко используют данную систему. К числу этих организаций относятся Yeovil College в Великобритании, Stratx во Франции, The Training Times в США, GITP в Голландии и другие.
При использовании «Oracle Интернет-обучения», в едином обучающем сообществе объединяются студенты, преподаватели, администраторы, разработчики и поставщики образовательных программ. Формируется новый интегрированный взгляд на управление обучением, с возможностью управлять содержанием курсов, планированием, предоставлением и контролем прохождения обучения в полном соответствии с существующими требованиями. Режим самообслуживания предоставляется обучающимися, а также администраторам курсов, поставщиками образовательных программ, что обуславливает более высокие темпы и более низкие цены при использовании системы. Доступ открывается с внутреннего портала Интранет учебного заведения или в Интернете.
Третий этап (начало XXI в и по настоящее время) виртуального образования использует информационно-коммуникационные технологии как основу, предлагая двустороннее общение в различных формах (текст, графика, звук, видеофильмы): или синхронное (одновременное, например, видео- и аудиоконференции, популярные в североамериканских институтах), или асинхронное (в разное время с использованием электронной почты, Интернета и компьютерных конференций).
В декабре 2002 г. Утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». В январе 2003 г. В.В. Путин подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»». Дистанционные технологии согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали легитимны. В 2003 г. Министерство образования готовит «Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования».
Третий этап развития программного обеспечения -«Период создания единых образовательных платформ».
Широкое распространение в мире получили системы виртуального управления обучением, построенные на базе специально созданного программного обеспечения. В английском языке употребляется названием Learning Management System (LMS). Эти системы включают такие типовые наборы компонентов, как администрирование учебного процесса, средства отслеживания успеваемости учащихся, организация работы в виртуальном кабинете, использование электронных конференций, электронной почты, видеоконференций, чатов.
Наибольшей популярностью в мире и странах СНГ пользуются системы управления обучением таких западных производителей как IBM, BlackBoard, WebCT, Click21Learn, Saba, NetDimensions, российские системы «Прометей», «Орокс», «WebTutor».
Существует множество инструментов, как в составе обучающих систем, так и самостоятельных, автоматизирующих процесс разработки дистанционных курсов, предназначенных для использования лицами, не владеющими навыками программирования и web-дизайна.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как подтверждают результаты исследования, средой, расширяющей возмож-
Н.С. Кольева
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ...
ности развития информационной компетенции учащихся, является виртуальное образование. Анализ определений виртуального пространства, виртуального образования, их типологических признаков позволил сформулировать рабочее определение, наиболее точно, на наш взгляд, описывающее сущность и предназначение [9].
Таким образом, виртуальное образование - педагогически комфортное образовательное пространство, как педагогическая реальность, представляющая взаимосвязь средств информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающая эффективное обучение при помощи активного, интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содержащая специально организованные условия для эффективного протекания процесса развития информационной компетенции подростков, а также возможности для самообразования и самореализации учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калмыков Д.А., Хачатуров Л.А. Опыт организации виртуальных образовательных сред [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://altruism.ru/sengine. cgi /5/28/9, http://www.philosophclub.org/publ/6-1-0-66 (дата обращения 10.04.20l0).
2. Тихомиров В. П. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения (на примере
МЭСИ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1 97/st045.html (дата обращения 27.02.2010).
3. Шевчук Е.В., Кольева Н.С., Гонцова М.С. Разработка теоретических основ для создания виртуальной лаборатории: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 77 с.
4. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. Историография становления понятий «информационная компетенция подростков» и «социокультурное образовательное пространство» // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). 2013. № 3/5(118). С. 35-40.
5. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Самара, 2007. 167 с.
6. Хуторской А.В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.zhurnal.rU/6/ khutorskoy.htm (дата обращения 10.11.2009).
7. Holtbeng B. Growth and structure of distance éducation. - L.: Kogan Groom Helm, 1986. 163 с.
8. Богатырь Б.Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети // Дистанционное образование. 1995. №3. С. 31-35.
9. Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. Развитие информационной компетентности учащихся в виртуальном образовательном пространстве // Европейский журнал современного образования. 2012. №2. С. 149-154.
ANALYTICAL DIGRESSION TO DEFINITION OF THE CONCEPT "VIRTUAL EDUCATION"
© 2015
N.S. Kolyeva, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Information systems» North Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Abstract. In this research the following stages of development of the studied problem are defined: the first stage (the 50-90th of the XX century) is characterized by emergence of the educational centers of development and support of remote (virtual) education; the second stage (the 90-2000th of the XX century) we mean intensive development of software to electronic training; the third stage (2000 and to the present) is characterized by development of specialized systems for virtual education.
Keywords: virtual education, distance learning, information competence, information technologies, technology Internet.
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТЫ В СИСТЕМЕ ТРАНСКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
© 2015
Н.С. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «История и культурология» Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск (Россия)
Аннотация. В статье анализируется понятие «транскультурное образование», а также рассматривается концепт и его содержательная сторона применительно к педагогической теории и практике в системе транскультурного образования иностранных студентов. В работе сделана попытка проанализировать компоненты педагогического и технологического концептов в практике преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: транскультурное образование, концепт, педагогический концепт, технологический концепт, русский язык как иностранный.
В настоящее время изменилось представление о качествах, необходимых будущим профессионалам, в связи с чем возникает потребность пересмотра существующих подходов в области преподавания, в том числе и в области преподавания русского языка как иностранного. Повышение качества образования может быть обусловлено возможностью внедрения в педагогическую практику педагогического и технологического концептов как фундамента проектирования модели транскультурного образования иностранных студентов.
В научной литературе транскультурация является символом открытости поликультурного общества в гетерогенный мир - «универсум различий» и выступает, с одной стороны, как новая парадигма глобального мировидения, с другой - как динамичный институциональный процесс проникновения в «тело» другой культуры. Работы Н.С.Кирабаева, И.А.Мальковской, М.В.Тлостановой дают возможность рассматривать
транскультурное образование как идеал, целью которого является воспитание особого мировоззрения, в рамках которого иная культура, традиция, цивилизация рассматриваются не как препятствие, нуждающееся в приведении к общему знаменателю (чаще всего - своему), а как вполне самостоятельный субъект или явление с собственными диспозициями и характеристиками, с которыми надо вступать в диалог, в интеллектуальное и культурное взаимодействие [5, 7].
Принимая во внимание идеи Н.С.Кирабаева, И.А.Мальковской, М.В.Тлостановой, можно считать, что представление о транскультуре как основе образования, позволяет рассматривать образование как область общения «свободных личностей», объединенных «коллективными действиями» на уровне интимно-философского общения, в основе которого культура разных времен и народов.
Такой подход к пониманию образования приводит


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):